Мизантропия — это неприязнь, недоверие или ненависть к людскому роду или предрасположенность к неприязни и/или недоверию к другим людям. Также — выражение неприязни и презрения к «общепринятым» правилам и «моральным ценностям», недоверие и презрение к господствующей религии и её догматам, желание во что бы то ни стало отгородить себя от внешних контактов с обществом, чаще всего — не беспочвенна и проявляется у творческих личностей и личностей, непонятых или отвергнутых остальным «социумом», не нашедшие себе места в обществе и лишённые единомышленников (не путать с маргиналами). Термин также подходит к тем людям, которые добровольно избегают общения с другими людьми или становятся отшельниками из-за вышеупомянутых чувств. Слово произошло от греческих слов «ненависть» и «человек».
Хотя мизантропы выражают общую неприязнь к человечеству в целом, они, как правило, поддерживают нормальные отношения с определёнными людьми. Мизантропия может быть мотивирована чувством изоляции и социального отчуждения, или просто презрением к характерным чертам, присущим большей части человечества.
Мизантропия обычно неправильно истолковывается как индивидуализированная ненависть ко всем людям в целом. Из-за этого термин часто ошибочно ассоциируется с множеством негативных вещей, идущих «в нагрузку». В особенно тяжёлых случаях мизантроп действительно может ненавидеть людскую расу в целом, но при этом это не обязательно означает психопатию. Мизантропы могут поддерживать нормальные и близкие отношения с людьми, но количество таких людей обязательно будет ограниченным. Для мизантропов типичен тщательный выбор тех, с кем общаться и дружить. Здесь антипатия мизантропа проявляется особенно хорошо, поскольку для них характерно презрение к распространенным людским ошибкам и слабостям, в том числе и к своим собственным.
Ненависть ко всему человечеству: философия мизантропии или диагноз? Ненависть ко всему человечеству: философия мизантропии или диагноз?
— Тебе наверняка никогда не доводилось смотреть в глаза дикому кабану? Это очень злобный и опасный зверь. Он ненавидит людей изначально. У каждого нормального охотника возникает естественное желание его застрелить, и совсем не из-за того, что в нем много мяса. Я валил кабанов. Нужно было что-то есть… Но всякий раз, совершая это убийство, чувствовал, что сам превращаюсь в зверя и точно так же начинаю ненавидеть людей. Это было приятное ощущение.
В свое время такие вот откровенные монологи этого охотника открывали глаза на многие вещи. Не буду называть ни его имя, ни лесничество, в котором живет, достаточно того, что сейчас он наш, крымский. Родился в глухом сибирском селе, которого уже и на карте нет. С детства был угрюмым и диковатым молчуном. Целыми днями ходил по следам шатуна и мечтал когда-нибудь убить его.
Убил. Сделал это в двадцать лет и был все таким же молчаливым и угрюмым. Зато получился из него хороший охотник: с твердой рукою, метким глазом и бесстрашным сердцем. А вот жить среди людей не получалось — ушел в лес.
Не сразу, конечно. Сначала отучился в сельхозинституте, потом был старшим охотоведом одного из облпотребсоюзов, затем переехал в Крым и стал работать в лесничестве. Правительственные охоты, которые были частым явлением в крымских лесах, раздражали. Ни Хрущев, ни Щербицкий, ни Шелест должного впечатления не произвели. «И эта серость нами правит...» — негодовал он про себя, охотясь бок о бок с Брежневым.
И тогда возникали мысли, давили возмущенным потоком: «Жить среди людей — значит общаться с ними, сливаться в одно целое. Но я не могу понять их, не могу принять их слабости, их глупость, их идиотические идеалы. Человечество пожирают стадные инстинкты. Я не хочу быть лишь одной из блеющих овец этого бестолкового стада».
Он много думал. Начал писать: очерки, рассказы, эссе. Даже попробовал себя в роли редактора одного из журналов. Опять поступил в институт, опять учился и в итоге ушел жить в лес, подальше от людей. Проводил время за чтением философских книг, в общении с природой.
Вокруг одинокого охотника роились любопытные йоги, суфисты, исихазты, буддисты... Но он считал, что «все веры обусловлены и тем самым обречены». А истинную важность для человека имеет лишь «молчаливое Созерцание». И оно невозможно без одиночества. Как и одиночество невозможно без игнорирования человечества.
«Был один. И счастлив», — читал он дневники Грибоедова и понимал, что первые признаки высокого духовного состояния — постоянная радость и торжество духа. То самое, что умел ощущать в детстве, а потом разучился, растерял, поддался слабости подражания. А потом вновь обрел в своем одиночестве и отчуждении от мира. Отрешился от земного, чтобы обрести духовную гармонию. Потому что все великое рождается в тишине...
— Это я живу. А вы — существуете, — без обиняков заявляет теперь охотник. — Дом, работа, амбиции... Суета да и только. А диагноз ей — всеобщий психоз. Еще древние даосы утверждали, что человек изначально рожден добрым и прекрасным, не знающим, что такое зло. И загонять его в рамки социума, жестко тренируя общественным этикетом, писаными и неписаными правилами, кощунственно. Но поздно. Все вы уже варитесь в этом зловонном котле человеческих испражнений. И я не люблю вас за это.
«Был один. И счастлив»
«Не люблю вас за это» — сказано мягко. Скорее — ненавижу. Вот это уже вернее. Ненависть ко всему человечеству величается звучным словом «мизантропия». Увлекаться ею сегодня стало весьма модным занятием. Народ пытается поднять мизантропию до уровня философской системы, отгоняя мысли о том, что «человеконенавистничество» может быть лишь диагнозом психотерапевта.
Давайте возьмем и лишим «мизантропскую философию» «созерцательных» и «творческих» мотивов. Тогда монолог мизантропа мог бы звучать приблизительно так: «Я не нуждаюсь в общении. Оно мне мешает. Я живу только ради собственного удовольствия. Немногие люди могут доставить мне такое же удовольствие, какое я могу доставить себе сам. Я нахожу общение с инертными фигурами, животными и безмолвными вещами более богатым, поскольку могу наслаждаться их присутствием и не испытывать психического опустошения. Люди лишь слегка скрашивают то, что можно считать одиночеством.
Одиночество — это плохо? Кто на него жалуется? Кстати, я ненавижу жалобщиков. Всем плевать на чужие печали. Я не хочу, чтобы о моей печали было известно, ибо моя печаль — чья-то радость. Я отказываюсь болеть, потому что это сделает моих врагов здоровее. Я не люблю выказывать признаки гнева, ибо кому-то мой гнев согреет сердце.
Я восхищаюсь своим бультерьером Федей, который может злиться, рычать и пытаться убить, виляя при этом хвостом. Для него это спорт, наслаждение — рычать и бросаться на своего противника. У него можно получить неплохой урок. Он не доставит своей жертве удовлетворения думать, что в своей ярости он может быть несчастлив.
И последнее: ничья смерть, кроме смерти тех, кто близок мне, не омрачит меня. Смерти других людей делают землю более приятным, лучшим местом для тех, кто обладает способностью насладиться каждой секундой, проведенной на ней. Смерть каждого бесполезного зануды обогащает меня. Да и землю тоже: она обогащается перегноем, и облик ее становится все роскошнее. Посему к черту этот надоевший всем вопрос «по ком звонит колокол?». Он звонит не по ком, а всего лишь потому, что кому-то платят за то, чтобы он дергал веревку…»
Мировоззрение неврастеника
И где в вышеописанном философия? Налицо явный диагноз. Психологи, кстати, выделяют активную и пассивную мизантропию. Активная — это физическое истребление людей, так сказать, худшей их части. Такие опасные для общества мизантропы называют себя «чистильщиками» и свято верят в то, что рождены для великой миссии: борьбы с деградацией общества.
Месяц назад к 11 годам лишения свободы был приговорен Ростовским судом 53-летний Григорий Корниенко, пытавшийся пустить под откос фирменный пассажирский поезд. Между рельсами стрелочного перевода мизантроп установил металлическую болванку, и при проходе поезда это неминуемо привело бы к трагедии. На допросе террорист признался, что сознательно хотел пустить поезд под откос. «Ненавижу все человечество и чем больше двуногих тварей убью, тем для меня будет лучше», — заявил он.
А в Швеции одного из известных и скандальных мизантропов официально признали социально опасным и запретили выходить на работу. Кстати, государство платит ему пенсию.
Пассивная мизантропия не так страшна, как активная, — это лишь пренебрежение, презрение и ненависть ко всему человеческому. Причем ненависть не совсем здоровая. По словам психологов, существует довольно тесная связь между мизантропией и неврастенией: чем человек раздражительнее, тем сильнее ему досаждают окружающие, тем более он склонен смотреть на людей как на порочные, отвратительные существа. Поэтому можно без большой натяжки утверждать, что мизантропия — мировоззрение неврастеников.
И все же искушение стать мизантропом велико. Ведь бывают дни, когда мир раскрывается тебе во всей своей неприглядности. И ты уныло соображаешь: то ли убить кого-нибудь, то ли самому повеситься. Непрошибаемая мощь человеческой глупости, нарастающая всеобщая деградация не могут не действовать угнетающе на человека, который умеет думать. Какого чуда еще ждать? Какое чудо готовить? Какой надеждой обмануть себя хотя бы на ближайшее время?
И тут на помощь приходит оно — мизантропическое мировоззрение неврастеника. Это мощное средство защиты психики: вместо того чтобы сходить с ума от отчаяния при виде того, что люди делают с тобой, собой и со всем миром в целом, ты заставляешь себя смотреть на все это как на неизбежное, почти нормальное проявление человеческих качеств. В развитии цивилизации есть фазы подъема и фазы спада (катастрофы). Катастрофа не означает всеобщей гибели. Кто-то наверняка уцелеет, и надо всего лишь постараться попасть в число немногих тех, кому достанется прекрасный обновленный мир, почти очистившийся от «мерзких людишек»…
…Не цепляет, нет? Понятное дело — психически нормальному человеку мизантропом стать не грозит, как бы он себя ни накручивал. Хотя есть верное средство… зубная боль. Просто удивительно, как стимулирует мизантропию болящий уже неделю зуб.
ЮЛИЯ ИСРАФИЛОВА
Первая Крымская информационно-аналитическая газета
N 87, 19 АВГУСТА/25 АВГУСТА 2005
Забавная статья, но одно все же не оспоримо - люди меня утомляют.
Спасибо)) Можно я утащу это к себе?
*клинический мизантроп-лиса лилейно улыбнулась*
читал в несколько подходовдействительно, по-своему забавная статья.
Когда-то давно у меня были идеи о массовых геноцидах - но я тогда таких слов, как "геноцид" или "мизантропия" не знал совсем)
а щас что, прошла? ^__^
А я периодически утешаю себя мыслями о пандемии)
Собрались мизантропы и давай мечтать))
по мне все будет гораздо прозаичнее: медленная деградация, а там либо война, либо глобальный катаклизм. ^__^
причем, я бы все ж на природный фактор поставила.
Shinsoo а потом (с возрастом)) я понял, что организовывать что-то подобное крайне лениво. Да и стоит ли - когда и без того, как вы сказали ранее, все идет к концу, а лучшие из лучших все равно не идеальны.
К тому же - и своих мелких и бесконечных делишек хватает.LisaLins о да, пандемия - естественный механизм "очистки".
Пандемия как раз и есть очень удобный природный фактор)
А как тут правильно сказали сие есть «механизм "очистки"», а я скорее тогда за "зачистку" а то как то не справедливо. все одно, как показывает история, человечество склонно повторять свои ошибки. ^__^
Вспомнил потому, что там рассматривается ситуация - когда человечество вдруг исчезло. Не из-за войн/болезней/инопланетной атаки/коллективного суицида - а просто - чпок! и исчезло.
и? как бы выглядел мир в их представлении тогда?
Больше всего мне понравилось, что нью-йоркский метрополитен полностью затопит уже через 36 часов и что в новой городской экосистеме кошки будут занимать высокое положение)
По поводу отсутствия переживаний за других - это не так, но встречаются на пути такие экземпляры, которые разрушают свою жизнь сами и только тогда можно просто смотреть в стороне!
Отличное толкование малообразованным людям, кто такой мизантроп.
Буду очень признателен, если Вы раскроете тему со стороны философии!
Успехов!
«Я являюсь в этой жизни социальной единицей и отношусь к вере положительно»
Мы все без исключения являемся социальными единицами, так как нас окружает тот самый социум. И хотите вы того или нет, но с ним вам придется взаимодействовать. Причем здесь вера, я вообще не поняла.
«о работая с людьми "обращая внимание на их недостатки и ошибки" мизантропия прогрессирует во мне!»
Недостатки? Ошибки? О, мой уважаемый гость, видимо, сам счастливое исключение и не допускает ошибок и обделен недостатками. Для одно недостаток, для другого достоинство, вы уверены что ваше мнения и суждения абсолютно верны при оценке ситуации и человека?
«По поводу отсутствия переживаний за других - это не так, но встречаются на пути такие экземпляры, которые разрушают свою жизнь сами и только тогда можно просто смотреть в стороне!»
что вы хотели сказать этим предложением, осталось для меня тайной покрытой мраком.
«Отличное толкование малообразованным людям, кто такой мизантроп. »
чудесно, буду рада услышать ваш вариант толкования, только не надо его списывать из словаря.
«Буду очень признателен, если Вы раскроете тему со стороны философии!»
не совсем поняла, что именно вы хотите от меня услышать: пространные размышления о сферическом коне в вакууме с заменой коня на мизантропа, а вакуума на общество? Конкретнее, пожалуйста, формулируйте свои пожелания.
«Успехов!»
И вам того же. Заходите еще. Всегда рада.
Приятно, что все воспринято в штыки))
Я Сказал спасибо за статью, которая просветит 95% людишек - кто такой мизантроп...так как в наше время люди не читают.
И хотел получить больше информации от Вас....Ваши мысли, понимание мизантропии.
Так как мало здравомыслящих людей в наше время, а здесь я увидел свет в темном царстве!
П.С. Я не троллить сюда пришел, я ищу соавтора для своей книги.
Далее, если вы обратите внимание на тег и копирайт в конце статьи - то заметите: что данная статья не моя, ее автор Юлия Исрафилова. Соответственно роль Катерины и заманчивая перспектива соавторства с вами, я так понимаю, в виду этого факта не по адресу. ^__^
Что же касается моего понимания этого явления - то мизантропию я скорее отнесу к области психологии и психопатологии, чем к философскому течению. Так как в большинстве случаев данное явление следствие собственных комплексов, чьи корни зачастую лежат в детстве индивида. Это если говорить серьезно. Те же кто обычно с легкостью причисляют себя к мизантропам в большинстве своем мизантропами не являются. Это все равно что кричащие о своем мнимом сумасшествии юные деффачки/мальчики, которые даже близко себе не представляют, что это такое на самом деле. Просто дань моде и желание выделится хоть как-то. Надеюсь, я ответила на ваш вопрос о моем понимании данного проявления особенностей человеческой психики.
Прошу прощения за беспокойство.
Что вы, что вы ни какого беспокойства. Удачи в написании книги.