
По некоторым сведениям, правило носить хакама только по достижении первого дана возникло все в той же Японии во время Второй мировой войны, когда пошив хакама стоил довольно дорого, и ткань была в большом дефиците. Достигший первого дана считался уже достаточно посвятившим себя айкидо, чтобы приложить достаточные усилия и не пожалеть средств для этой детали одежды.
Показателем общественного положения самурая в социальной структуре феодальной Японии, особенно в эпоху Токугава, являлся его костюм. Самураи отличались от массы населения особым платьем, которое разрешалось носить лишь сословию воинов. Только в редких случаях (свадьба, похороны, большие праздники) в виде исключения и особой милости представителям низших сословий (торговцам, ремесленникам и т.д.) позволялось одевать хакама - принадлежность костюма самурая, в то время как на ношение церемониальной одежды буси был наложен для "низов" строжайший запрет, нарушение которого влекло за собой наказание. Хакама, как отличительный элемент одежды самурая, шились разной длины, что зависело от положения буси в социальной организации сословия. Если, например, рядовые самураи носили малые хакама (кобакама), то даймё и хатамото на приёмах у сёгуна появлялись в нагабакама, имевших длинные штанины, которые волочились по полу.
В военных походах и путешествиях хакама, а также длинное кимоно самураи поднимали и затыкали для удобства за пояс. Хакама могли заправлять и в наголенники. Считается, что изначально хакама предназначалась для защиты ног всадника от веток, жесткого кустарника и тому подобных неприятностей. Например, ковбоями на Диком Западе для этой цели использовалась кожа, однако в Японии достать кожу было довольно сложно и дорого, поэтому с той же целью использовалась хакама из плотной ткани.
После того, как класс самураев был упразднён, и большей частью они превратились в пеших воинов, им всё же удалось оставить за собой право ношения хакама, поскольку это отличало их от простолюдинов, а в бою давало некоторое преимущество, так как скрывало движения ног и вводило противника в затруднение – куда же в следующий момент будет двигаться самурай?
Всего существовало четыре вида хакама:
1. Хакама с двумя штанинами, используемая ныне в боевых искусствах – дзеба хакама, для езды верхом. Длинной она была от пояса до щиколоток. И носили этот вид хакама в основном самураи.
2. Для случаев, когда хакама излишне сковывала бы движения, либо не сочеталась бы с другими частями костюма, существовала укороченная версия, прикрывавшая ноги не полностью, а подобно шортам, если бы мы говорили о брюках.
3. Также существовала хакама, в которой не было разделения на штанины. По сути, это была просто длинная юбка.
4. И последняя разновидность хакама – полная противоположность второму типу. Это очень длинная хакама, без разделения на штанины, надеваемая на аудиенции к сёгуну или императору. Она имела длину 3 – 4,5 метра и перемещение в ней могло осуществляться только в сикко (на коленях). В ней нельзя было спрятать оружие, а скованность движений не позволяла неожиданно атаковать. Даже для того, чтобы просто облачиться в неё, требовалась помощь, по крайней мере, одного человека.
Что символизирует хакама?
У хакама 7 складок (5 спереди и 2 сзади), и как большинство вещей в Японии, каждая имеет своё значение. Морихей Уэсиба давал им следующие значения (в изложении Мицуги Саотомэ):
1. ДЗИН (доброжелательность).
2. ГИ (честность, справедливость).
3. РЭЙ (вежливость, этикет).
4. ТИ (мудрость).
5. СИН (искренность).
6. ТЮ (верность, преданность).
7. КО (почитание старших или благочестие).
Существует еще одна, довольно распространенная, трактовка:
1. ЮКИ (храбрость, доблесть, мужество).
2. ДЗИН (гуманность, милосердие, доброжелательность).
3. ГИ (честность, справедливость).
4. РЭЙ (вежливость, этикет).
5. МАКОТО (искренность, честность).
6. ТЮГИ (верность, преданность).
7. МЭЙЁ (честь, достоинство, репутация).
Эти качества, согласно древнего кодекса Бусидо, должны присутствовать в каждом самурае, что делает его достойным своего звания.
Из книги Мицугэ Саотомэ «Принципы Айкидо»Из книги Мицугэ Саотомэ «Принципы Айкидо»
«В то время, когда я был учи деси у О Сенсея, каждый кто приходил на тренировки, был обязан надевать хакама с самого первого занятия. В то время не существовало каких-то стандарта для хакама, которую вы надевали, и додзё было очень пёстрым местом. Можно было увидеть хакама всех видов, всех цветов и качества, начиная с хакама для кен-до и полосатых хакама, используемых в японских танцах, до дорогих шелковых хакама, называемых сэндай-хира. Думаю, некоторым начинающим здорово попадало за то, что они протирали на коленях в суваривадза дорогие дедовские хакама, которые были предназначены для облачения исключительно в торжественных случаях и церемониях.
Я очень хорошо помню день, когда я забыл свою хакама. Я уже приготовился вступить на татами, будучи одетым лишь в доги, когда О Сенсей остановил меня.
— Где твоя хакама? — спросил он строго. С чего это ты решил, что можешь получать инструкции от своего учителя, будучи одетым в нижнее бельё? У тебя есть чувство приличия? Ты, очевидно, потерял чувство должного отношения и этикета, необходимых тому, кто стремится к занятиям будо. Иди сядь с краю и наблюдай за занятиями!
Это был лишь первый нагоняй из многих, которые я получил от О Сенсея. Однако мой поступок подтолкнул О сенсея к лекции о значении хакама, которую он провёл для своих учи деси после занятий. Он рассказал нам, что хакама была традиционным одеянием занимающихся кобудо, и спросил, знает ли кто-нибудь из нас, почему хакама имеет семь складок.
– Они символизируют семь добродетелей Будо, — сказал О Сенсей — Это дзин (доброжелательность), ги (честь или справедливость), рей (вежливость и этикет), чи (мудрость), син (искренность), чю (преданность) и ко (благочестие). Мы находим эти качества в уважаемых самураях прошлого. Хакама заставляет нас задуматься о природе истинного бусидо. Облачение в хакама символизирует традиции, передаваемые нам из поколения в поколение. Айкидо – порождение японского духа бусидо, и в наших занятиях мы должны стремиться к совершенствованию семи традиционных добродетелей.
Сейчас большинство додзе Айкидо не следуют строгой политике О Сенсея в отношении хакама. Ее значение исказилось. Хакама превратилась из символа традиционной добродетели в символ положения юданся. Я посетил множество додзе в разных странах. Во многих местах, где хакама надевают только юданся, они потеряли свою скромность. Они относятся к хакама, как к призу за видимые достижения, как к символу своего превосходства. Подобное отношение делает церемонию поклона О Сенсею, которым мы начинаем и заканчиваем каждое занятие, издевательством над его памятью и искусством.
Еще хуже, когда в некоторых додзе от женщин на уровне кю (и только от женщин) требуют надевать хакама якобы для того, чтобы защитить их скромность. Я считаю, что это оскорбление и дискриминация по отношению к женщинам-айкидокам. И я также считаю это оскорбительным для мужчин айкидок, потому что допускает низкий уровень мышления с их стороны, которому не место на татами Айкидо.
Меня очень огорчает столь мелочное использование хакама. Кому-то она может показаться обычной одеждой, но я очень хорошо помню то огромное значение, которое О Сенсей придавал хакама. Я не могу отбросить значение этой одежды и полагаю, что никто не будет спорить об огромной ценности добродетелей, которые она символизирует. В своем додзе и входящих в ассоциацию школах я поощряю всех занимающихся надевать хакама независимо от ранга и уровня (я не требую этого до их первой аттестации, поскольку у большинства начинающих в Соединенных Штатах нет японских дедушек, у которых они могли бы одолжить хакама). Я полагаю, что облачение в хакама и знание ее значения помогают ученикам сохранять дух О Сенсея и сохранять живым его видение.
Если мы позволим себе упустить важность значения хакама, то, возможно, мы также позволим кануть в вечность фундаменту духа Айкидо. С другой стороны, если мы верны пожеланиям О Сенсея относительно нашей тренировочной одежды, наш дух, возможно, будет более верным мечте, которой он посвятил свою жизнь».
Как подобрать верный размер хакамы и способы одеванияКак подобрать верный размер хакамы и способы одевания
При покупке хакама должна быть длинной до щиколотки. Если будет длинне - будет путаться в ногах, а короче брать не стоит - после стирки она и без того немного сядет, так что будет в самый раз.
Как складывать хакаму и кейкоги:



Как одевать первый способ:

второй:

С сайта «Тольяттинской Федирации Айкидо Айкикай и Джиу-джитсу»
и часть с сайта «Айкидо и Путь самурая»
и еще отсюда с сайта «Избранные статьи Айкидо»
PS: Как сшить хакама на официальном сайте «Айки-до Сейсинкай»
@музыка: Агата Кристи "Крошка"
@настроение: заинтересованное
@темы: статьи, ссылки, кендо и лиса, Япония, на холодильник
*стучит ложкой по столу* Хотеть Лису в хакама!
Kyooka Suigetsu вот седня просветилась на эту тему, так что соберусь силами и одену таки ее.
То есть косплеерам можно носить что угодно, а вы стесняетесь?)
Одевайтесь - хакама сложно одеть неправильно)
как необходимую форму
+1)))
помню, стремно было и кимоно на дзюдо сначала надевать( потом как майку - не глядя и естественно), и колет на фехтовании (потом - в колете и перчатке на улицу за шоколадками и пофиг что центр города).. Форма есть форма - она удобная для занятий - это главное)))
хотел бы посмотреть на Вас в хакама))) красиво наверняка =^_^=
Альвар ох не стоит, лиса ужасно не фотогеничная особа. =(
«на что надевается хакама? кендоги нужно покупать отдельно»
думаю вы имели ввиду кейкоги - куртку для занятий, я к этому варианту произношения как-то привыкла, но это не принципиально. Да, ее обычно приобретают отдельно, по покупку комплектом не слышала. Так как кейкоги обычно берут рост в рост, а хакаму чуть короче.
«или это то же самое, что обычное белое кимоно для дзю-до?»
нет, как счастливая обладательница и того и другого, могу честно сказать различия есть не только в названии.
Во-первых у дзюдоисткого кимано так навскидку рукава и полы куртки длиннее;
во-вторых разный материал (хотя возможно это и не принципиально) дзюдоисткая ощутимее тяжелее и плотнее (у нее и задачи при эксплуатации несколько иные: не порваться, когда партнер захват проводит, например);
и в-третьих на дзюдоисткой нет стратегически важных завязочек на груди и с боку (как например в каратисткой куртке, но и в ней завязочки чуть иначе расположены, плюс она слишком уж совсем тряпочная для кендо, на мой взгляд) их вам банально оторвут после первой же тренировки. В то время как в кендо за куртку вас никто хватать не будет и тут важнее что бы ничего не вылазило где не надо и не натирало, но это уже больше к доспешникам, думаю, относится.^__^
Хотя в общем на первое время, к примеру в том клубе где я занималась, нам разрешали одевать на занятие обычное спортивное кимано, как для дзю-до или каратэ. Но дзюдоисткое, на мой взгляд, не очень удобно даже на время, так как оно постоянно будет выбиваться из под пояса и распахиваться на груди во время тренировки.