Марья Моревна
Марья Моревна (девица Синеглазка, Царь-девица, Усоньша-Богатырша, Белая Лебедь Захарьевна)
Общее название женщины — богатырши, героини русских сказок. Образ героини — богатырши представлен во многих сюжетах — «Молодильные яблоки», «Сказка о трех царствах», «Марья — моревна».
Героиня — богатырша живет в собственном девичьем царстве. Чтобы попасть в него, герою приходится преодолеть множество препятствий. В большинстве сюжетов герой добирается туда на волшебном коне, который ему дают старушки — помощницы. Часто в этой роли выступает Баба — Яга. Помощники предупреждают герою о подстерегающих его опасностях и помогают ему вернуться.
Добравшись до девичьего царства, герой добывает необходимый ему волшебный предмет (молодильные яблоки, живую воду, волшебную птицу). Он также лишает царь -девицу целомудрия. Как правило, это происходит во время ее волшебного (богатырского) сна.
После отъезда героя царь — девица просыпается, собирает девичье войско и отправляется в погоню. Однако, герой успевает пересечь границу волшебного мира или скрывается с помощью волшебных помощников. Не поймав героя. Царь — девица возвращается в свое царство, через некоторое время у нее рождаются сыновья. Когда они подрастают, царь — девица вновь собирает войско и приезжает в царство героя. Там дети узнают своего отца. Сказка заканчивается свадьбой.
Сюжет о Марье Моревне построен несколько по-иному. В нем героиня берет в плен Кащея Бессмертного. Посадив его в темницу, богатырка начинает нести караул на границе своего царства. Там и происходит ее встреча с Иваном — царевичем. Богатыри вступают в поединок, Иван — царевич одерживает победу. После свадьбы герои отправляются в царство Марьи Моревны. Поддавшись уговорам, Иван — царевич выпускает из темницы Кащея, который похищает Марью — Моревну и уносит ее в свое царство.
Иван — царевич отправляется на поиски жены. По дороге он встречает трех старушек, которые показывают ему путь в царство Кащея. Добравшись туда, герой пытается увести Марью Моревну, но терпит неудачу. Только узнав секрет смерти Кащея, Иван — царевич выходит победителем во время смертельной схватки. Герои возвращаются в царство Марьи Моревны. Иван-царевич на добытом у Бабы-Яги коне, а Моревна верхом на коне самого Кащея.
По сравнению с аналогичными образами богатырей образ женщины — богатырки схематичнее. В сказке отсутствуют описания ее богатырской силы, сцены поединков, сообщается только о результатах боев. К тому же, героиня — богатырки чаще пользуется волшебством, чем силой.
Взято с портала «Славянская и Иудаистическая мифология».
Морана и все-все-всеМорана (Мара-Марена, Маржана, Мора) - общеславянская богиня плодородия и жатвы, олицетворявшая также смерть; очевидно, имеет отношение к сезонным обрядам умирания и воскресения природы, ритуалам вызывания дождя. С ней можно сопоставить греческую Персефону (Прозерпину). Сопоставлялась также с латинским Марсом (изначально - бог плодородия, затем - покровитель воинов); видимо, корни почитания божества смерти и плодородия с именем *Mer-/Mor-, имевшего отношение к стихиям земли и воды, уходят еще в индоевропейскую эпоху. С Мораной сравнивали и кельтских богинь Морриган и Моргану, воительниц и волшебниц. "Марой" также называлось сжигавшееся в праздник летнего солнцестояния (Иван Купала) чучело; вероятно, Марья, упоминавшаяся во многих купальских песнях - та же Мара-Морена. Согласно легенде, Марья-Кострома вступила в кровосмесительную связь с родным братом (не узнав его, т.к. они не виделись с раннего детства), и затем покончила с собой; стоит отметить, что инцест в мифологии нередко имеет отношение к плодородию (индийский бог плодородия Пушан - любовник своей сестры; Осирис и Исида в египетской мифологии - брат и сестра) и смерти (индийский бог смерти Яма и его сестра-близнец Ями).
Маржана (Marzyana) — в западнославянской мифологии божество, отождествляемое польским хронистом XV в. Я. Длугошем с римской Церерой; Морана (старочеш. Morana), отождествляемая в подложных глоссах из «Mater verborum» с Гекатой и Прозерпиной-Персефоной(«Ecate, trivia vel nocticula, Proserpina»), близка и этимология (Мора — сумрак, Геката — закат). Морана — богиня смерти по подложной «Краледворской рукописи» (сфабрикована Вацлавом Ганкой в 1817) и Marzava — то же по средневековому автору Абрахаму Френцелю («De Marzava, Dea Morte, Dea Mortis»). Днем Мары считается 1 марта. Маржана наряду с другими мифическими существами этого типа — Живой, Желей, Купала (в ипостаси Купальницы) — восходит к языческим представлениям очень глубокой древности, разработанной в книге Д. Фрезера «Золотая Ветвь». Сама богиня — ипостась древнейшей Великой Матери — хозяйки жизни и смерти.
Мара — одно из самых древних, таинственных и «смутных» существ в поверьях русских крестьян. Марой назывался призрачный дух в облике высокой женщины или сгорбленной старухи, но с длинными распущенными волосами. Являлась в образе красивой девушки в белом либо женщины, одетой в рваные черные лохмотья. Предположительно, она - олицетворение смерти, морока (иллюзий, галлюцинаций), болезней (мора) - общеевропейский образ, ср. фр. cauche-mar и англ. night-mare. В Европе мара - злой дух, воплощение ночных кошмаров, насылавший обмороки и душивший спящих, садясь на грудь; английское выражение mares nest - буквально "марино гнездо" - означает "иллюзия", "нечто несуществующее" (ср. рус. "морок", "марево"). "Фата-Моргана" ("фея Моргана"; Морганой звали колдунью из легенд о короле Артуре, изначально кельтскую богиню, возможно, связанную с Марой) - необычные видения, миражи, появляющиеся у морских берегов. Мора сербов — домовой, mora, zmora поляков — кошмар. У украинцев мара — призрак, привидение, злой дух.
Мара в буддизме — демон, персонифицируется как воплощение безыскусности, гибели духовной жизни.
Мара (кошмар) — (от «Кощна Мара»), дух-морок, садящийся по ночам на грудь и вызывающий удушье, меланхолию, депрессивные, ужасные сны. Греки знали этого демона под именем эфиальта, а римляне — под именем сексуального инкуба, у англичан nightmare («мара ночи»)
Мара-Марена – образ богини в различных мифах и сказанияхМара-Марена – образ богини в различных мифах и сказаниях...
Имя славянской богини зимней стужи и смерти Марены (Мары) восходит к общему индоевропейскому корню "мар\мор", связанное со смертью (мором).
В переводе с санскрита "mara" значит "убивающий", "уничтожающий". Не случайно в буддийской мифологии "Мара" – божество, персонифицирующее "зло" и все то, что приводит к смерти живые существа. Он (Мара) искушал Будду под деревом Бодхи и создавал препятствия на духовном пути всех Бодхисаттв, стремившихся к "просветлению". Согласно буддийским мифам, божеству Маре подчинено огромное количество демонов ненависти и вожделения (рассматриваемых буддийскими философами прежде всего как персонификации различных аспектов человеческой психики); также он (буддийский Мара) имеет дочерей, воплощающих собой сексуальные страсти.
Древне-кельтские мифы повествуют о богине войны Морриган (ирландское - Морригу), появляющейся на полях битв и предвещавшей смерть. Чаще всего она принимала облик вороны; именно в таком виде она уселась на плечо героя Кухулина, когда тот погиб в бою против армии королевы Медб (королевы Коннахта, яростной женщины-воительницы).
В цикле легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола важное место занимает образ Морганы ле Фэй, сводной сестры Артура. Во всех британских вариантах мифов о легендарных рыцарях она представлена заклятым врагом Артура, часто виновницей его гибели. Одна из легенд рассказывает, как Моргана похитила волшебный меч Экскалибур (принадлежавший Артуру) и передала его Акколону (своему любовнику из Галлии), который затем вызвал Артура на поединок. Когда Акколон уронил меч, Артур узнал оружие, а рыцарь признал свою вину и сдался. Однако после кровавой битвы под Солсбери, стоившей жизни большинству рыцарей Круглого Стола, когда король и его мятежный племянник Мордред поразили друг друга, Моргана была одной из трех женщин, которые на черном корабле увезли смертельно раненного Артура в Аваллон (ее спутницами были королева Северных Штормов и королева Потерянных Земель). Некоторые варианты мифов гласят, что Моргана ле Фэй (держащая в руке яблоневую ветвь – символ изобилия) является владычецей Аваллона ("Яблоневого Острова"). В потустороннем мире она – богиня Зимы, Тьмы и Смерти, противостоящая Артуру – "Господину Лета". Противовес темной стороне ее деятельности создает роль целительницы и хранительницы тела Артура на Аваллоне.
В славянских мифах и легендах часто встречаются персонажи, носящие такие имена, как Мара, Маря, Маруха, Мора (и близкое к нему Кикимора), Марена, Морена, Марана, Маржана, Маржена и т.п., связанные (по первоначальному этимологическому сходству или по вторичному звуковому уподоблению) с олицетворениями смерти, а также с сезонными ритуалами умирания (а затем восресения) природы. В весенних обрядах славян Мареной называлось соломенное чучело – воплощение смерти и зимы, которое топили (разрывали, сжигали), что призвано было обеспечить хороший урожай. В русских деревнях в Купальскую ночь сжигали на костре чучело Мары-Марены [это символично тому, как происходит в природе: из мертвой смерти (зимы) и живородится жизнь (весна)]. Есть также и версия, что имя Мары в купальских обрядовых песнях впоследствии было частично вытеснено именем Марьи (Марии)... В западнославянской мифологии известна польская Маржана, отождесвляемая хронистом XV века Я.Длугошем с римской богиней подземного мира Церерой; чешская Морана, отождествляемая с греческой богиней мрака и чародейства Гекатой [древние авторы, говорящие о божествах славян-язычников, упоминали о Марене как о богине вроде Гекаты и Деметры - одновременно, смерть и плодородие]. Белорусская Мара – "нечисть" [т.е., не "белосветное" божество ], сходная по функциям с Марой низшей мифологии народов Европы, олицетворяет собой, в частности, злой дух, садящийся ночью на грудь спящего и вызвающий удушье (в Средние Века ассоциировавшийся также с инкубами и суккубами). Представление о Маре как о воплощении ночного кошмара запечатлено в польском "zmora" ("кошмар"), француском "cauchemar" ("кошмар"), английском "nightmare" ("кошмар"; от "night").
Мара - одно из самых древних, таинственных и "смутных" божеств в славянских языческих поверьях. Мара - богиня в облике высокой женщины или, напровтив, сгорбленной старухи, но с длинными распущенными волосами. Иногда - красивая девушка в белом, иногда женщина, одетая в черное и рвань, а также космата. Тем не менее, Мара в русских повериях не столько воплощенный ночной кошмар, сколько воплощенная судьба, ведающая перемены в судьбах обитателей дома (она как призрак часто появляется часто в доме). Слово "Мара" также означает и "туман, мгла, марево". В этом Мара схожа с "Белой Женщиной", повсеместно означающей смерть и предвещающей несчастья.
Мара это также и Полудница - красивая девушка в белом, появляющаяся среди зреющих хлебов. Образ Мары в славянских поверях в соответствии и со значением ее - призрачен. Остались только отрывки каких-то испостасей. Это туман и марево, влияние на судьбы людей, появление только в определенное время - в полдень дня или года, в полночь дня или года - переломы года таким образом сочетаются и с переломами судьбы человеческой. Проведено много исследований на тему трактовки общеиндоевропейского корня "mr", связанного с санскритским - "mrtis", латинским - "mors", русским "съ-мьрть". Считается, что в образе Мары-Марены-Мораны отразился древний архетип, связанный со смертью. В образе Мары видят как сочетание рождения и плодородия, так и смерти, необходимой для обновления и продолжения Жизни на Земле.
Объединяют также Мару-Вселенную, Мару-Судьбу, Мару-Женщину и Мару-Дерево. Полагая, что в мифологическом мышлении Судьба человека может представлять собой "долю", Часть Вселенной (подобной ему) и быть отдельным существом (двойником, огнем, растением). Мара также - смерть, море, мрак, мир; душа и доля; источник и конец бытия; божество, наделенное универсальной властью, особенным образом влияющее на судьбы людей.
Если рассматривать "мифологический" уровень понимания Изначальной Традиции, то следует упомянуть, что, согласно одному из мифов, Марена является дочерью Черного Змея (охраняющего переход из Яви в Навь по Калинову Мосту) и внучка Ящера, владыки Подземного Мира, которую взял замуж Кощей (одна из ипостасей Чернобога), ее родной брат по отцу; от Кощея Марена родила дочерей Водяницу, Ледяницу, Снежану, Немочу, Замору и других, связанных с умиранием, неурожаем, скотьим мором итп; сопровождают Марену "мары" – бестелесные навии ("навки"), вестницы смерти. Соответственно, время года, которому покровительствует Марена – зима, сторона света – запад (где умирает Солнце), время суток – ночь (лучшее время для темного колдовства)...
Взято с сайта Мариупольского Викканского Ковена.
PS: А лиса таки угадала, сопоставив Кащея с Черногобом, если верить последней статье. ^__^
PРS: в коментах можно прочитать про Мокошь и Параксеву и культ Пятницы. Спасибо за этот интересный материал yako-kaede.