Среди коллекционеров оружия во всем мире японский меч ценится весьма высоко. Для своего веса это сильнейшее оружие, оно прекрасно сохраняет заточку лезвия; профиль элегантный, а его соразмерность вызывает восхищение. Самураи считали, что каждый клинок имеет душу. Взяв в руки знаменитый меч, некоторые даже испытывали видения героических сражений.
Уникальная кривизна лезвия и соответственный профиль деревянных ножен позволяют быстро вытащить меч и перевести в позицию для нападения или защиты. Мягкое дерево нежно вмещает клинок, впитывает смазку, защищая его от ржавчины. Меч должен входить в ножны очень легко. Длина типичной рукоятки катана достаточна для двуручного захвата. Хорошо отбалансированным мечом можно фехтовать и одной рукой. Баланс определяет длина рукоятки, а также вес и форма других элементов. Все должно быть технически совершенно и красиво.
Изготовление меча — тоже искусство. Чтобы стать мастером этого традиционного японского искусства, нужно было долго учиться и работать. Обычно кузнецы собирали богатый железом песок и сами получали сталь. При этом применялись различные методы внесения в сплав углерода и самой плавки. В технологии были разные секреты, но все мастера для получения заготовки накладывали тысячи слоев стали один на другой. В итоге проковки такого набора создавалась особая молекулярная структура металла, отличавшаяся чрезвычайной твердостью и способностью сохранять высокую остроту лезвия.
Закончив изготовление, большинство кузнецов отдают изделие на полировку для придания формы и остроты клинку. Другие создают ножны и иные аксессуары. Каждый этап порой длится больше месяца. Правительство Японии тщательно регулирует производство мечей, и во избежание плохой продукции мастеру разрешено делать не более одного в месяц. Они могут делать в три и даже четыре раза больше, не нарушая стандартов качества, благодаря современным технологиям, но правила были установлены много лет назад для старого способа производства.
По легенде первый японский самурайский меч - катана был сделан оружейником Амакуни из провинции Ямато где-то в начале IIX века нашей эры. И несмотря на то, что исторических доказательств этому нет - легенда очень логична. Из известных (найденных и существующих) катана самые ранние относятся к семье оружейников Ясуцуна из Хоки и выкованы в начале Х века н.э. Но Амакуни был начальником группы оружейников, чьей задачей было обеспечивать мечами солдат императорской армии в IIX веке н.э.
Легенда об оружейном мастере АмакуниЛЕГЕНДА ОБ ОРУЖЕЙНИКЕ АМАКУНИ
Однажды Амакуни и его сын Амакура стояли в дверях своей кузницы и смотрели как маршируют солдаты, возвращающиеся с войны. Император проскакав мимо Амакуни даже не взглянул в его сторону, хотя обычно притормаживал чтоб помахать рукой или кивнуть. Сам Амакуни всегда с нетерпением ждал подобных знаков внимания, свидетельствующих об оценке его усилий. Затем он заметил, что почти половина возвращающихся солдат несёт сломанные мечи.
Амакуни и его сын собрали у солдат обломки и стали их изучать.Оказалось - что основной причиной поломок оказался неправильный подход к процессу ковки и закалки. Когда солдат рубил твёрдый объект металл крошился и меч ломался. Когда Амакуни вспомнил как император проигнорировал его - у него глаза наполнились слезами. И Амакуни пробурчал: "Если им приходится использовать наши мечи для такой интенсивной сечи - я сделаю такие мечи , которые не ломаются."
Поклявшись таким образом Амакуни и его сын заперлись в кузнице и молились семь дней и семь ночей Богам Синто. Затем Амакуни выбрал лучшие образцы песчаной руды, какие только смог найти и обогатил их. Медленно и упорно отец и сын работали над невыполнимой задачей. Через месяц - осунувшиеся, бледные, но радостные они вышли на люди с односторонне острым слегка искривлённым мечом. Другие оружейники насмехались и вертели у виска пальцем, но отец и сын занялись полировкой и доводкой клинка.
За несколько следующих месяцев Амакуни и его сын продолжали работу и изготовили много таких мечей. А на следующую весну снова прогремела война. И снова когда солдаты возвращались с войны Амакуни с сыном стоял в дверях и вёл подсчёт - 1,2,3:25,26,27:30,31. Все мечи вернулись с фронта без повреждений! А когда император скакал мимо - он придержал лошадь, улыбнулся и сказал: "Ты настоящий МАСТЕР-оружейник! Ни один из твоих мечей не подвёл в сражении!". Амакуни возрадовался и заявил всем, что выполнил дело своей жизни.Хронология основных периодов изготовления японских мечей
Хронология основных периодов изготовления японских мечей Катана 14в. префектура Окаяма город Осафуне
«Старые мечи»: Кото (Koto). Клинки, изготовленные с древнейших времен до 1596 г., то есть до начала «эпохи Эдо», или «эпохи Токугава».
«Новые мечи»: Синто (Shinto). Клинки, изготовленные в период с 1595 по 1790 года.
«Новые-новые мечи»: Син-синто (Shin-Shinto). Это дословный перевод с японского, русские эксперты обчыно употребляют более литературный вариант «новейшие мечи». Это клинки, изготовленные в период с 1790 по 1876 гг.
«Современные мечи»: Гэндайто (Gendaito). Клинки, изготовленные в период с 1876 года по наши дни.
Кроме этого, принято дополнительно вводить различные дополнительные модификаторы, которые позволяют уточнить время изготовления в рамках данных периодов. В результате эти крупные «эпохи» изготовления мечей дробятся на более мелкие временные отрезки:
Сё-кото: «ранние» кото (1500-1595 гг.).
Кэйтё-синто (Keicho Shinto): «ранние» синто (1595-1615 гг.).
Канбун-синто (Kanbun Shinto): мечи возраста от 1661 по 1673 гг., отличающиеся слабым прогибом.
Бакумацу (Bakumatsu): мечи периода окончания Токугавского бакуфу (правительства), с 1853 по 1868 гг.
Мэйдзи-то (Meiji-To): изделия эпохи Мэйдзи (1868-1912 гг.)
Тайсё-то (Taisho-To): изделия периода Тайсё (1912-1925 гг.)
Сёва-то (Showa-To): изделия эпохи Сева (1925-1989 гг.)
Синсяку-то (Shinsaku-To): «современные» мечи, изготовленные после 1955 года.old-katana.ru/ - очень интересный ресурс об истории этого вида оружия.